вторник, 1 июля 2014 г.

Прогнозирование модных тенденций - практически закулисье модной индустрии

Полтора года назад, перед рождением дочки я закончила обучение в школе моды и стиля. Там я впервые узнала об истоках модной индустрии: откуда берутся тренды, кто их прогнозирует, составляет, выпускает на подиумы, или на улицы. Все это казалось раньше непостижимым. А на деле оказалось не таким уж и сложным. Во всем есть закономерность.
Я практиковалась: составляла свои трендбуки, изучала тенденции, делала итоговый проект. Но никак не доходили руки поделиться этим процессом с читателями. Ведь иногда бывает так сложно сесть, собраться и описать в двух словах - доступно и понятно суть. И вот в процесс работы над каким то луком я случайно забрела в один из блогов о моде и прочла емкую статейку о этом нелегком деле. Она настолько замечательная, и так здорово отражает суть вещей, что я не могу ей с вами не поделиться. Итак, читаем :) (статья отсюда: http://ivancgalina.ya.ru/replies.xml?item_no=1743)

   ТРЕНДБУКИ ИЛИ МОДНЫЕ ПРОГНОЗЫ
 «Боже мой, в магазинах опять висят одни афгани (платья в цветочек, дурацкие бриджи…) Кто будет все это покупать?» Так хотя бы раз в жизни думала каждая из нас. Но мало кто догадывается, что модные тенденции появляются на свет не просто так. Их источник – мы!
            
Мода диктуется не «сверху», а «снизу», и те или иные вещи появляются в коллекциях всех домов моды не потому, что так захотелось дизайнеру, а потому, что мы стали готовы их носить. А до дизайнеров мнение толпы доносят специалисты, которых называют «охотниками за трендами» – трендхантерами
В 1960-е годы дизайнер Мэри Куант совершила революцию в мире моды – ввела в наш гардероб мини-юбки. Но, по ее собственному признанию, она всего лишь уловила находящийся в самом зачатке тренд и первой успела сделать его коммерчески успешным. «Несколько раз я видела на лондонских улицах девушек в юбках, обрезанных выше колен. По тому, какие взгляды бросали на них окружающие, я поняла, что через некоторое время произойдет взрыв и такие юбки станут носить все. Тогда я решила опередить это время и быстро сделала коллекцию мини, – вспоминает она. – Так что меня нельзя считать изобретателем мини-юбки, ее изобрела лондонская улица». 
Правда, если в былые времена трендхантинг был уделом одиночек с хорошим чутьем, то сегодня он стал самой настоящей индустрией. 
В середине девяностых брендам понадобились «консультанты», специализирующиеся именно на их продукте. Как раз в это время начали появляться такие влиятельные тренд-агентства, как Sputnik, Bureau de Style, Promostyl, Peclers, Li Edelkoort, Martine Leherpeur. Именно к ним, как к оракулам, обращаются производители и продавцы всего и вся, когда хотят создать "актуальный" продукт, ведь еще полтора-два года назад, тренд-агентства знали, что будет происходить сегодня.
Любые тенденции (от массового спроса на мобильный телефон конкретной модели до увлечения йогой) развиваются по одной и той же базовой схеме. Все начинается с маленькой группы «новаторов», постоянно рыщущих в поисках новинок. Вскоре их примеру следует более многочисленная группа, называемая «ранними последователями». Если идеи новаторов им нравятся, то тенденции начинают развиваться по экспоненте - ранним последователям начинает подражать «большинство», а затем подтягиваются и «поздние последователи» (массы осторожных людей, которые никогда не посмеют пойти в авангарде). И только когда к трендам подключаются «отстающие» - эпидемия конкретных тенденций сходит на нет. Описанный процесс может занимать от года до пяти лет. 
Именно «новаторы» и являются трендсеттерами – тем 1%, который создает тенденции. Но как отличить человека, формирующего вкусы потребительской группы от обычного подражателя? Настоящие трендсеттеры - это люди 25-35 лет, белые воротнички или креативные фрилансеры, интеллектуалы, независящие от чужого мнения. Обладают вкусом, личным мнением и четкими приоритетами. Они активные потребители, но новинками интересуются исключительно ради собственных целей, а не из стремления выделиться. Эта категория отличается от профессиональных трендсеттеров, или трендвотчеров (trendwatcher), для которых исследование и прогнозирование трендов – систематическа работа. Профессиональные трендсеттеры – не потребители новинок, а создатели трендов, которые в дальнейшем закладываются в основу нового продукта. Кулхантеры – это трендсеттеры, работающие на заказ. Они отслеживают ростки новых явлений, зарождающихся в массах, и предъявляют их индустрии.

Общепринято разделять макротенденции (прогнозируются на 5 лет), скоротечные тренды (длятся порядка года) и микрофеномены (их срок жизни – до 6 месяцев). Для поиска трендов проводятся исследования, включающее работу на улицах и местах возможного появления (выставки, фестивали), осуществляется мониторинг интернет-среды и сотрудничество с экспертами в областях социологии, экономики, дизайна и маркетинга. В каждом агентстве есть свои трендмейкеры и трендскаутеры. Трендскаутеры — это по большей части молодые люди, которые путешествуют по стране или по миру и изучают то, как одеты люди на улицах, в клубах, на фестивалях, в университетах. Как правило, они фотографируют интересные образцы одежды, в крайнем случае, зарисовывают.
Обычно перед ними стоит одна или несколько задач: изучить цветовые тенденции текущего сезона и предложить, предсказать новые; определить популярные темы (этно, милитари и т. д.) и понять популярность каких из них будет возрастать, а какие уже не будут актуальны в следующем сезоне; понять и предложить то, что понравится людям в следующем сезоне.Найденная информация тестируются среди трендсеттеров и является основой для будущих трендов. Далее она оформляется в трендбуки, которые продаются заинтересованным компаниям.Выпускаются они два раза в год: весной и осенью. Покупают их редакции журналов и крупные корпорации. Услугами компании The Future Laboratory, например, пользуются компании L’Oreal и BMW, альбом Global Influences компании Kjaer Global покупают IKEA, Nike и Benetton, а с компанией Trendwatching.com сотрудничают Google, Disney, Virgin и Apple. Трендбук может показаться неинтересным – коллажи из множества, зачастую любительских, фотографий, какие-то таблицы, цитаты… Зато у того, кто умеет читать эту информацию, после изучения трендбука немедленно начинают рождаться новые идеи. Для этого, в общем-то, трендбуки и создаются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий